Свято- Георгиевский храм (1724 г.)
Свято-Георгиевская церковь, расположена на старом кладбище с немалым количеством древних каменных надгробий, совершенно удивительных, порой почти загадочных очертаний.
Кладбище и церковь приютились на высоком холмистом берегу озера Сешка. С виду своей вытянутой в длину формой оно скорее напоминает реку. Можно не сомневаться – это древний рукав реки Горыни, которая с течением времени изменила свое русло. Протоки, которые соединяли этот рукав с Горынью, пересохли. Так река стала озером.
В народе эту красивую церковь чаще именуют Юрьевской, ибо церковно-славянское имя Георгий в этот край дошло как имя Юрий (Гюргий). По некоторым сведениям она была построена в конце XVII в., по другим – в 1724 г. Это трёхсрубный храм продольно-осевой композиции, состоит из компактных в плане близких к квадрату основного и более вытянутого в плане объёма бабинца. Все срубы накрыты четырёхскатными шатрами с главками на восьмигранных шейках. Основной сруб имеет четвериковый второй ярус, который отделён от нижнего широким заломом. Объёмы ризницы с северной стороны апсиды и тамбура с западной стороны бабинца пристроены позднее. Стены ошалёваны горизонтально, укреплены в центре широкими лопатками и симметрично прорезаны прямоугольными оконными проёмами с трехгранным завершением. Вершины шатров над бабинцем и апсидой слегка сдвинуты относительно геометрических центров их планов для создания симметричной трёхглавой композиции венчающих масс. Двухъярусная каркасная звонница под шатровой крышей стоит в некотором удалении от церкви, в её северо-западном углу, напротив входа.
В интерьере храма основное помещение двухсветное, соединено с бабинцем и алтарной частью широкими проёмами. Во всех срубах перекрытие балочное, с плоским подшивным потолком. Четверик верхнего яруса основного сруба поддерживают балки, которые опираются на стены срубов бабинца и алтаря. Над входом в бабинец размещены хоры.
Деревянный резной четырёхрядный иконостас выполнен в 1751 г. в стиле барокко неизвестным мастером. Он установлен на высоком цоколе с живописными композициями «Христос Пастырь», «Пейзаж с горой», «Архистратиг Михаил». Первый снизу ряд, именуемый местным, разделён резными золочёными колонками на семь проёмов. В проёме центральном находились царские врата, ныне хранящиеся в Заславском музее ремёсел и народных промыслов. По обе стороны от врат размещены иконы «Богоматерь Одигитрия» в окладе, выполненном в 1767 г. местными мастерами Ткачуком и Гречкой. Второй ряд, так называемый праздничный, состоит из двенадцати композиций на темы жизни Богоматери и Иисуса Христа; в третьем ряду, апостольском, изображения двенадцати апостолов. Четвёртый ряд, называемый пророческим, состоит из шести икон. Вертикальную ось иконостаса составляют иконы над Царскими вратами: «Тайная вечеря», «Спас Архиерей», «Саваоф». Единство композиционного строения произведений и их цветового решения способствуют созданию цельного образа, соответствующего архитектуре церкви. В иконостасе доминирует апостольский ряд, иконы которого отличаются монументальностью композиции, торжественностью эмоционального строя, характерным типажом. Иконостас богато расписан и украшен позолоченными резными накладками
Свято-Георгиевская церковь, расположена на старом кладбище с немалым количеством древних каменных надгробий, совершенно удивительных, порой почти загадочных очертаний.
Кладбище и церковь приютились на высоком холмистом берегу озера Сешка. С виду своей вытянутой в длину формой оно скорее напоминает реку. Можно не сомневаться – это древний рукав реки Горыни, которая с течением времени изменила свое русло. Протоки, которые соединяли этот рукав с Горынью, пересохли. Так река стала озером.
В народе эту красивую церковь чаще именуют Юрьевской, ибо церковно-славянское имя Георгий в этот край дошло как имя Юрий (Гюргий). По некоторым сведениям она была построена в конце XVII в., по другим – в 1724 г. Это трёхсрубный храм продольно-осевой композиции, состоит из компактных в плане близких к квадрату основного и более вытянутого в плане объёма бабинца. Все срубы накрыты четырёхскатными шатрами с главками на восьмигранных шейках. Основной сруб имеет четвериковый второй ярус, который отделён от нижнего широким заломом. Объёмы ризницы с северной стороны апсиды и тамбура с западной стороны бабинца пристроены позднее. Стены ошалёваны горизонтально, укреплены в центре широкими лопатками и симметрично прорезаны прямоугольными оконными проёмами с трехгранным завершением. Вершины шатров над бабинцем и апсидой слегка сдвинуты относительно геометрических центров их планов для создания симметричной трёхглавой композиции венчающих масс. Двухъярусная каркасная звонница под шатровой крышей стоит в некотором удалении от церкви, в её северо-западном углу, напротив входа.
В интерьере храма основное помещение двухсветное, соединено с бабинцем и алтарной частью широкими проёмами. Во всех срубах перекрытие балочное, с плоским подшивным потолком. Четверик верхнего яруса основного сруба поддерживают балки, которые опираются на стены срубов бабинца и алтаря. Над входом в бабинец размещены хоры.
Деревянный резной четырёхрядный иконостас выполнен в 1751 г. в стиле барокко неизвестным мастером. Он установлен на высоком цоколе с живописными композициями «Христос Пастырь», «Пейзаж с горой», «Архистратиг Михаил». Первый снизу ряд, именуемый местным, разделён резными золочёными колонками на семь проёмов. В проёме центральном находились царские врата, ныне хранящиеся в Заславском музее ремёсел и народных промыслов. По обе стороны от врат размещены иконы «Богоматерь Одигитрия» в окладе, выполненном в 1767 г. местными мастерами Ткачуком и Гречкой. Второй ряд, так называемый праздничный, состоит из двенадцати композиций на темы жизни Богоматери и Иисуса Христа; в третьем ряду, апостольском, изображения двенадцати апостолов. Четвёртый ряд, называемый пророческим, состоит из шести икон. Вертикальную ось иконостаса составляют иконы над Царскими вратами: «Тайная вечеря», «Спас Архиерей», «Саваоф». Единство композиционного строения произведений и их цветового решения способствуют созданию цельного образа, соответствующего архитектуре церкви. В иконостасе доминирует апостольский ряд, иконы которого отличаются монументальностью композиции, торжественностью эмоционального строя, характерным типажом. Иконостас богато расписан и украшен позолоченными резными накладками