Памятники архитектуры

Церковь построена в 1730 г. из дерева.

Односрубный храм с развитой трёхстенной алтарной частью. Вальмовая гонтовая крыша завершена сдвинутым к востоку от центра восьмигранным барабаном с главкой. Стены горизонтальна ошалёваны, укреплены лопатками. Высокие оконные проёмы прямоугольные. Потолок плоский, балочный. Вход выделен небольшим тамбуром под двускатной крышей. К востоку от церкви стоит двухъярусная (четверик на четверике) срубно-каркасная звонница, накрытая шатровой гонтовой крышей.

Церковь — памятник архитектуры, в котором сочетаются черты деревянного народного зодчества и черты барокко.

Сохранившийся до наших дней храм, чья архитектура сочетает традиции белорусской полесской школы зодчества с чертами стиля барокко, появился в западной части деревни Рубель в 1796 году.

По сравнению с Георгиевской церковью в Давид-Городке это более развитый вид трехсрубного деревянного храма с глубинно-пространственной композицией. Срубы одной высоты, однако они не равновелики и различны в очертании плана. Первый сруб прямоугольный, второй и наибольший – восьмигранный и третий (алтарный) – пятигранный. В наружной композиции заметно превосходство среднего сруба, переходящего в двухъярусное завершение с куполом. Симметричное построение здания достигается двумя другими башнями, меньшими по высоте.

Михайловская церковь окружена с трех сторон притворами. Эти небольшие пристройки не нарушают ее компактность, но приближают контур к кресту – так что храм в Рубеле по существу является переходным типом к церкви с крестообразным планом.

В центре деревни Ремель возведены два храма. Первый деревянный в честь Св. Архистратига Михаила возведен в 1762 году. Главной исторической ценностью которого является то, что он архитектурный памятник XVIII столетия, а также накрыт деревянной кровлей. В 1903г. была снесена отдельно стоящая колокольня и пристроена трёхъярусная к западному фасаду основного объёма. По случаю жестоких преследований со стороны властей-советов, церковь летом 1969 года была закрыта. В храме находилась сельская библиотека. По прошествии времени, храм был реконструирован, в храме сделан капитальный ремонт, а в праздник Архистратига Михаила в 1989 г. храм вновь был открыт.

Деревянная Свято-Покровская церковь, построенная 1781 г. и восстановленная после пожара в 1870-е гг. Это храм центрической крестовокупольной композиции. Его четыре прямоугольных сруба образуют в плане равноконечный крест, в углах которого встроены дополнительные квадратные в плане помещения. Храм накрыт многоскатной пологой крышей, над которой возвышается пятикуполье. Возле него – двухъярусная каркасная звонница под шатром-колпаком с маленькой главкой. Храм является ныне действующим и находится под охраной государства.

Строительство Свято-Никольского храма начато в 1896 году, законченно в 1906 году.

Церковь — памятник эклектичной архитектуры с элементами неорусского стиля и неоклассицизма. Храм 4-срубный. Основная часть квадратная в плане, накрыта 4-гранным куполом с 5-главием. Над притвором возвышается 3-ярусная колокольня с высоким декорированным шатром и главкой. В ансамбль с церковью входит 3-арочная деревянная брама, завершённая 3 главками.

Церковь с момента освящения и по наши дни никогда не закрывалась. В истории храма были и неприятные события. Храм был обворован, было похищено большое количество икон и церковной утвари. Пришлось заново восстанавливать иконостас.

Церковь 18 в. из дерева, перестроена в 1930-е гг. Церковь состоит из 2 срубов: квадратного в плане основного и пятигранного алтарного. Срубы одинаковой ширины объединены в один объём, накрытый высокой вальмовой крышей, завершённой гранёными главками. Стены обшиты досками с нащельниками и прорезаны высоко расположенными прямоугольными оконными проёмами в наличниках. 

С запада к церкви в 1930-е гг. пристроена двухъярусная колокольня (четверик на четверике), накрытая шатром с главкой. Нижний ярус одинаковой высоты с основным объемом, отделен от верхнего широким козырьком. Внутри главный и алтарный срубы соединены широким прямоугольным проёмом. Каждый сруб перекрыт сводом в виде восьмигранной усеченной пирамиды. В объеме колокольни — хоры. Алтарная часть отделена деревянным иконостасом.

Церковь — памятник традиционного народного деревянного зодчества.

Церковь построена в 1881 г. из дерева на месте церкви 1724 г.

Церковь крестово-центрическои композиции: к квадратному в плане основному объёму примыкают пятигранный алтарный сруб, квадратный бабинец и прямоугольные боковые приделы (1888). По обе стороны алтарного сруба — низкие объемы ризниц. Над каждым срубом — самостоятельные завершения с гранеными куполами и главками: над центральным — восьмерик на четверике, над остальными — восьмерики. Входы в бабинец и боковые приделы с запада выделены тамбурами под двускатными крышами. Стены вертикально обшиты досками с нащельниками, укреплены лопатками. Прямоугольные и лучковые оконные проёму оформлены наличниками. В интерьере доминирует центральный трёхсветный объём, соединённый с другими помещениями широкими проёмами. К юго-западу от церкви стоит трёхъярусная срубно-каркасная колокольня, накрытая шатровой крышей.

Церковь — памятник Полесской школы деревянного народного зодчества с чертами барокко.

Церковь построена около 1884 г. из дерева на фундаменте церкви 18 в. Перестроена в конце 19— начале 20 в. В 1988 г. реставрирована.

Вначале была трёхсрубнои, состояла из расположенных по оси восток — запад прямоугольного бабинца, квадратного центрального объема, завершенного большим световым четвериком, и пятигранной апсиды. Горизонтально обшита досками, прямоугольные оконные проёмы украшены наличниками. При перестройке с запада прирублена двухъярусная колокольня с хорами, с юга — прямоугольный придел, завершённый световым восьмериком.

Объёмы накрыты шатровыми крышами с главками. В интерьере доминирует центральное двухсветное помещение, с которым большими проёмами соединяются бабинец, придел и алтарь. 

Церковь — памятник Полесской школы деревянного народного зодчества.

Церковь построена в 1888 г. из дерева.

Церковь трёхсрубная, состоит из квадратного в плане основного объёма и более низких равных между собой прямоугольных срубов апсиды и бабинца. Основной сруб завершен восьмигранным световым барабаном и фигурным куполом с «заломом». Аналогичные куполки на восьмигранных шейках возвышаются над двускатными крышами апсиды и бабинца, образуя трёхглавую пирамидальную композицию венчающих масс. Стены горизонтально ошалёваны. Прямоугольные оконные проёмы декорированы наличниками с сандриками. В церковь ведут 3 входа, центральный из них оформлен небольшим тамбуром. Интерьер основного объёма двухсветный. Переход от четверика к восьмерику осуществлён при помощи консольно-балочных парусов. Рядом с церковью расположена двухъярусная каркасная звонница, накрытая гонтовым шатром-«колпаком» с луковичной главкой. 

Церковь — памятник традиционного деревянного народного зодчества Белорусского Полесья.

Церковь находится в центре деревни. Построена в 1817 г. из дерева.

К прямоугольному в плане основному срубу с запада пристроена четвериковая звонница, накрытая шатром с главкой. Основной сруб накрыт двускатной крышей с восьмигранным барабаном, завершенным шатром с главкой. Основной сруб накрыт двускатной крышей с восьмигранным барабаном, завершённым шатрам с главкой, и вальмой над алтарной частью. Стены вертикально обшиты досками с нащельниками, украшены лопатками. Карниз, дополненный резным аркатурным фризом, делит башню звонницы на 2 яруса. Оконные проёмы лучковые, дверные — с полуциркульными арочными завершениями. Внутри помещение зальное. Алтарь с ризницей отделён деревянным иконостасом.

Церковь — памятник традиционного деревянного народного зодчества.

В центре деревни Дубенец, на перекрёстке главных улиц поселения, сохранился памятник Полесской школы деревянного народного зодчества с элементами стиля барокко – церковь Рождества Богородицы. Храм построен в 1718-20 годах из дерева. Представляет собой трёхсрубную постройку, по продольной оси которой размещены прямоугольные в плане бабинец, центральный и алтарные срубы. К бабинцу с западной стороны прирублена трёхъярусная колокольня, к алтарному срубу с восточной стороны пристроен низкий объём ризницы. Бабинец и центральный сруб одинаковой ширины. Стены в верхней части храма ошалёваны горизонтально, в нижней – вертикально, укреплёны лопатками и завершены карнизом. Оконные проёмы прямоугольные со срезанными верхними углами. Бабинец накрыт двухскатной, а апсида – трёхскатной крышей. Центральный объём завершён массивным четвериковым барабаном со срезанными углами и куполом. Трёхъярусная колокольня завершена шатровым покрытием. Вход в церковь выделен крыльцом с козырьком на двух столбах.

Данная церковь — одна из старейших церквей Столинского района .

В деревне Радчицк находится кирпичная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1841 г. Александром Скирмунтом. Храм – памятник архитектуры позднего классицизма. Его особенностью деревянный гранёный полусферический купол с луковичной головкой в завершении. Торцы крыльев декорированы 4-мя портиками. Рядом с храмом расположена могила Александра Скирмунта.

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, д. Белоуша. Построена в 1905 г. из дерева. Церковь четырёхсрубная, продольно-осевой в плане сруб завершён массивным световым восьмигранным барабаном, накрытым куполом с луковичной главкой. Над притвором — восьмериковая шатровая колокольня с аналогичной главкой. Прямоугольные срубы апсиды и трапезной более низкие. Над апсидой — многоскатная крыша с луковичной главкой в центре. Оконные проёмы прямоугольные. Три входа в церковь оформлены крылечками с островерхими крышами. В декоративной пластике церкви преобладают остроугольные формы. Фасады горизонтально ошалёваны. Интерьер основного объёма двухсветный. Восьмерик барабана опирается на консольно-балочные паруса. В остальных объёмах потолки плоские подшивные.

Церковь — памятник эклектичной архитектуры.

Свято-Георгиевская церковь, расположена на старом кладбище с немалым количеством древних каменных надгробий, совершенно удивительных, порой почти загадочных очертаний.
Кладбище и церковь приютились на высоком холмистом берегу озера Сешка. С виду своей вытянутой в длину формой оно скорее напоминает реку. Можно не сомневаться – это древний рукав реки Горыни, которая с течением времени изменила свое русло. Протоки, которые соединяли этот рукав с Горынью, пересохли. Так река стала озером.
В народе эту красивую церковь чаще именуют Юрьевской, ибо церковно-славянское имя Георгий в этот край дошло как имя Юрий (Гюргий). По некоторым сведениям она была построена в конце XVII в., по другим – в 1724 г. Это трёхсрубный храм продольно-осевой композиции, состоит из компактных в плане близких к квадрату основного и более вытянутого в плане объёма бабинца. Все срубы накрыты четырёхскатными шатрами с главками на восьмигранных шейках. Основной сруб имеет четвериковый второй ярус, который отделён от нижнего широким заломом. Объёмы ризницы с северной стороны апсиды и тамбура с западной стороны бабинца пристроены позднее. Стены ошалёваны горизонтально, укреплены в центре широкими лопатками и симметрично прорезаны прямоугольными оконными проёмами с трехгранным завершением. Вершины шатров над бабинцем и апсидой слегка сдвинуты относительно геометрических центров их планов для создания симметричной трёхглавой композиции венчающих масс. Двухъярусная каркасная звонница под шатровой крышей стоит в некотором удалении от церкви, в её северо-западном углу, напротив входа.
В интерьере храма основное помещение двухсветное, соединено с бабинцем и алтарной частью широкими проёмами. Во всех срубах перекрытие балочное, с плоским подшивным потолком. Четверик верхнего яруса основного сруба поддерживают балки, которые опираются на стены срубов бабинца и алтаря. Над входом в бабинец размещены хоры.

 

Деревянный резной четырёхрядный иконостас выполнен в 1751 г. в стиле барокко неизвестным мастером. Он установлен на высоком цоколе с живописными композициями «Христос Пастырь», «Пейзаж с горой», «Архистратиг Михаил». Первый снизу ряд, именуемый местным, разделён резными золочёными колонками на семь проёмов. В проёме центральном находились царские врата, ныне хранящиеся в Заславском музее ремёсел и народных промыслов. По обе стороны от врат размещены иконы «Богоматерь Одигитрия» в окладе, выполненном в 1767 г. местными мастерами Ткачуком и Гречкой. Второй ряд, так называемый праздничный, состоит из двенадцати композиций на темы жизни Богоматери и Иисуса Христа; в третьем ряду, апостольском, изображения двенадцати апостолов. Четвёртый ряд, называемый пророческим, состоит из шести икон. Вертикальную ось иконостаса составляют иконы над Царскими вратами: «Тайная вечеря», «Спас Архиерей», «Саваоф». Единство композиционного строения произведений и их цветового решения способствуют созданию цельного образа, соответствующего архитектуре церкви. В иконостасе доминирует апостольский ряд, иконы которого отличаются монументальностью композиции, торжественностью эмоционального строя, характерным типажом. Иконостас богато расписан и украшен позолоченными резными накладками

Свято-Георгиевская церковь, расположена на старом кладбище с немалым количеством древних каменных надгробий, совершенно удивительных, порой почти загадочных очертаний.
Кладбище и церковь приютились на высоком холмистом берегу озера Сешка. С виду своей вытянутой в длину формой оно скорее напоминает реку. Можно не сомневаться – это древний рукав реки Горыни, которая с течением времени изменила свое русло. Протоки, которые соединяли этот рукав с Горынью, пересохли. Так река стала озером.
В народе эту красивую церковь чаще именуют Юрьевской, ибо церковно-славянское имя Георгий в этот край дошло как имя Юрий (Гюргий). По некоторым сведениям она была построена в конце XVII в., по другим – в 1724 г. Это трёхсрубный храм продольно-осевой композиции, состоит из компактных в плане близких к квадрату основного и более вытянутого в плане объёма бабинца. Все срубы накрыты четырёхскатными шатрами с главками на восьмигранных шейках. Основной сруб имеет четвериковый второй ярус, который отделён от нижнего широким заломом. Объёмы ризницы с северной стороны апсиды и тамбура с западной стороны бабинца пристроены позднее. Стены ошалёваны горизонтально, укреплены в центре широкими лопатками и симметрично прорезаны прямоугольными оконными проёмами с трехгранным завершением. Вершины шатров над бабинцем и апсидой слегка сдвинуты относительно геометрических центров их планов для создания симметричной трёхглавой композиции венчающих масс. Двухъярусная каркасная звонница под шатровой крышей стоит в некотором удалении от церкви, в её северо-западном углу, напротив входа.
В интерьере храма основное помещение двухсветное, соединено с бабинцем и алтарной частью широкими проёмами. Во всех срубах перекрытие балочное, с плоским подшивным потолком. Четверик верхнего яруса основного сруба поддерживают балки, которые опираются на стены срубов бабинца и алтаря. Над входом в бабинец размещены хоры.

 

Деревянный резной четырёхрядный иконостас выполнен в 1751 г. в стиле барокко неизвестным мастером. Он установлен на высоком цоколе с живописными композициями «Христос Пастырь», «Пейзаж с горой», «Архистратиг Михаил». Первый снизу ряд, именуемый местным, разделён резными золочёными колонками на семь проёмов. В проёме центральном находились царские врата, ныне хранящиеся в Заславском музее ремёсел и народных промыслов. По обе стороны от врат размещены иконы «Богоматерь Одигитрия» в окладе, выполненном в 1767 г. местными мастерами Ткачуком и Гречкой. Второй ряд, так называемый праздничный, состоит из двенадцати композиций на темы жизни Богоматери и Иисуса Христа; в третьем ряду, апостольском, изображения двенадцати апостолов. Четвёртый ряд, называемый пророческим, состоит из шести икон. Вертикальную ось иконостаса составляют иконы над Царскими вратами: «Тайная вечеря», «Спас Архиерей», «Саваоф». Единство композиционного строения произведений и их цветового решения способствуют созданию цельного образа, соответствующего архитектуре церкви. В иконостасе доминирует апостольский ряд, иконы которого отличаются монументальностью композиции, торжественностью эмоционального строя, характерным типажом. Иконостас богато расписан и украшен позолоченными резными накладками

Церковь четырёхсрубная, продольно-осевой в композиции. Основной квадратный в плане объём и пятигранная апсида равны по высоте и объединены многогранной крышей и общим карнизом. Над основным объёмом возвышается световой восьмерик, накрытый пологим шатром с главкой. Трапезная (более низкая) и притвор имеют взаимосвазанную комповку объёмов.

Небольшие вспомогательные помещения по бокам притвора продолжены арочными порталами, которые образуют боковые входы в трапезную. Над притвором возвышается трёхъярусная шатровая колокольня с главкой, которая доминирует в композиции. К апсиде с обеих сторон примыкают низкие симметричные пристройки. Оконные проёмы прямоугольные и с полуциркульными завершениями. Фасады горизонтально ошалёваны, декорированы резным накладным фризом. Интерьер основного объёма двухсветный. Четыре круглых столба при помощи консольно-балочных парусов поддерживают восьмерник. Над трапезной расположены хоры.

Церковь — памятник эклектичной архитектуры, сочетающий элементы белорусского полесского и русского деревянного зодчества.

 

Центр хасидизма из пинского предместья Каролин перемещается в Столин, куда переехал сын Аарона І Великого Карлинского (Карлинера) Ошер. С того времени полесскую ветвь хасидизма стали называть каролин-столинской. Аарон Великий и Ошер Столинский стали родоначальниками знаменитой династии каролин-столинских цаддиков (духовных вождей хасидов). И сегодня Каролин и Столин являются местами паломничества для хасидов, рассеянных по всему миру. И хотя столинская синагога после Второй мировой войны превратилась в руину, она не перестает быть местом притяжения для всех, кого интересует история евреев Полесья.

История и архитектура белорусских синагог чрезвычайно интересна. Первые синагоги появились еще во времена Великого княжества Литовского в столице Вильне, в большом торговом центре Бресте, а позже и в других городах. Хотя в ряде мест существовали гласные и негласные запреты и ограничения, но росли еврейские общины, и одна за другой появлялись синагоги из дерева и кирпича с оригинальными многоярусными крышами, крыльцами на столбах, орнаментами на фасадах. В свое время в Бресте находилась самая большая в Европе синагога. В XVII в. «Велька» синагога была построена и возле рыночной площади Пинска. Во время казацких войн синагоги не один раз сжигались и осквернялись, поэтому их архитектура, как например, в Пинске или в Быхове, носила черты оборонного зодчества.

Совсем иная синагога была возведена в Столине. Это конец XVIII в. В политике – время реформ и время разделов Речи Посполитой. А в архитектуре – это эпоха перехода от барокко к классицизму, что отражалось в облике гражданских построек, а также культовых сооружений. Эта тенденция коснулась и облика каменной Большой синагоги в Столине, которая была возведена в 1792-1793 гг. В это время в местечке проживало более 400 евреев. В конце XIX в. количество евреев было уже 2 500 человек, в то время как всего в местечке проживало 3 342 жителя. В 1886 г. в Столине находились Большая синагога хасидов, общественная Бет-Гамедраш, а также молитвенные школы (дома) Перлова, Коссовского и Фрейнкеля.

Столинская синагога двухэтажная. Вытянутый прямоугольный объем выделяется главным фасадом. Последний имеет скошенные углы и невысокий фронтон. Пластическое решение внешних стен первого и второго этажей отличается между собой. На уровне первого этажа отсутствуют пилястры, а окна имеют не арочное, а лучковое завершение с имитацией замкового камня, как декоративного элемента. Первый и второй этажи разделены карнизами. Убранство на уровне второго этажа выделяется более глубокой отделкой. Имеются плоские пилястры по углам, пары пилястр расположены в каждом простенке. Высокие арочные окна завершены профилированными сандриками. Пилястры и карнизы создают в пластике стены своеобразные плоские ниши.
Оригинальностью формы выделяется кровля. Ее вальмы имеют различную крутизну. Над главным фасадом склон крыши более крутой. Здесь форма крыши усложняется из-за наличия фронтона. Крыши обозначенного типа были широко известны в народном зодчестве, особенно в хозяйственных постройках, где значительная высота и размеры делали вальмовую конструкцию наиболее целесообразной, а крутые скаты устраивались над проемами ворот.

Из-за частых пожаров здание синагоги в Столине неоднократно перестраивалось в XIX и первой половине ХХ в. Во время пожара 1827 г. полностью сгорела «бима» и сорок свитков Торы в серебряных футлярах, украшенных позолотой. Даже сегодня на внутренних стенах синагоги можно увидеть фрагменты цветовой росписи, которая свидетельствует о том, что интерьер синагоги был богато украшен разноцветными фресками. В центре противоположной от входа стены виднеется ниша – здесь находился Арон-Койдеш, где хранились свитки Торы.
Во время фашистской оккупации, прилегающие к синагоге кварталы, были обнесены колючей проволокой и превращены в гетто. В сентябре 1942г. через ворота гетто длинная вереница узников в окружении немецких солдат направилась в сторону Стасинского леса, где состоялась массовая казнь. После войны синагога, ставшая руиной, больше не восстанавливалась. Недалеко от нее сохранился дом карлин-столинского цаддика, построенный в конце XIX столетия из кирпича. Его называют «домом раввина» или «домом столинского рэбэ».